Запрет на въезд в РФ



Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации

1. Лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использующее право обжалования решения и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

2. Лицо, обжаловавшее решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и получившее отказ на жалобу, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
3. Лицо, лишенное статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации, подлежит выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

4. Лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 5 и подпунктом 2 пункта 6 статьи 12 настоящего Федерального закона, не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

5. Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по внутренним делам и его территориальными органами.
(п. 5 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

ст. 13, Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.12.2014) "О беженцах"


Конституционный Суд РФ указал, что, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния.

Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к ней). Европейский суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа.

Однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 26 марта 1992 года по делу "Бельджуди (Beldjoudi) против Франции", от 21 июня 1988 года по делу "Беррехаб (Berrehab) против Нидерландов", от 18 февраля 1991 года по делу "Мустаким (Moustaquim) против Бельгии", от 19 февраля 1998 года по делу "Далиа (Dalia) против Франции", от 7 августа 1996 года по делу "С. против Бельгии", от 28 ноября 1996 года по делу "Ахмут (Ahmut) против Нидерландов" и другие).

Оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление от 15 июля 1999 года N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции").

Таким образом, ограничение иностранному гражданину въезда на территорию РФ признается существенным вмешательством в его личную жизнь со стороны публичных властей. Учитывая, что Российской Федерацией в 1998 году ратифицирована Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" 1950 года и Протоколы к ней (Федеральный закон "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ, "О ратификации Протокола N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года" от 4 февраля 2010 года N 5-ФЗ), она приняла на себя обязательства по соблюдению положений Конвенции и Протоколов к ней.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно пункту 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
В силу пункта 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При таких обстоятельствах соблюдение прав иностранных граждан на территории РФ гарантируется Российской Федерацией каждому иностранному гражданину наравне с гражданами РФ. Какое бы ни было решение о вмешательстве в сферу личной и семейной жизни иностранного гражданина, необходимо соблюдать баланс публичных и частных (семейных) интересов в случаях, когда такое решение сопряжено с ограничением права лица на уважение семейной жизни (вмешательством в данное право), поскольку такое ограничение (вмешательство) может считаться правомерным только при условии его соответствия всем трем критериям, указанным в статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а равно в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, то есть должно быть основано на законе, преследовать социально значимую, законную цель и являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).

Кроме того, учитывая немалое количество судебных споров за последние годы (речь идет о периоде времени начиная приблизительно с 2012 года по настоящее время), инициированных иностранными гражданами, в отношении которых уполномоченными органами были приняты решения о неразрешении въезда на территорию РФ, направленных на признание этих решений незаконными, суды всех регионов России при разрешении таких споров опирались на вышеприведенное Определение Конституционного Суда (N 55-О от 02.03.2006)

<2>. В случае признания судом нарушения прав заявителей по таким делам на сохранение семейных связей и невозможности реализации права на семейную жизнь решения о неразрешении въезда уполномоченных органов отменялись. Вместе с тем суды не имели единообразного подхода при разрешении таких споров в зависимости от оснований принятия решения о неразрешении въезда. Как правило, суды применяли положения названного Определения Конституционного Суда во взаимосвязи с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в случае если основаниями принятия решения о неразрешении въезда являлось нарушение иностранным гражданином срока пребывания на территории РФ. Тогда Конституционный Суд РФ в 2013 году вновь выразил свою позицию по этому вопросу <3>, указав, что положения Конвенции и Определения Конституционного Суда РФ N 55-О от 02.03.2006 применяются и в иных случаях, например в случае наличия у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), которому по этой причине уполномоченным органом не разрешен въезд на территорию РФ.

В последующем суды РФ стали распространять положения Конвенции и указанных актов Конституционного Суда РФ на все случаи запрета на въезд. Такая правовая позиция российских судов, безусловно, является определенным достижением, направленным на укрепление института прав человека в целом.

{Статья: Запрет на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину как способ противодействия незаконной миграции: ценность и проблемы правоприменения (Лемонджава Р.Р.) ("Миграционное право", 2015, N 2) {КонсультантПлюс}}

Для получения услуги Вам НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ к адвокату ПО ТЕЛЕФОНУ: +7 (495) 544-76-02 или +7 (925) 544-76-02
Записаться на консультацию
Позвонить адвокату

Связаться с нами

Адрес:

г. Москва, ул. Богданова, д. 2, корп.1 (вход со двора)

Телефоны

+7 (495) 544-76-02

+7 (925) 544-76-02

E-Mail

adv911@bk.ru

Отправить сообщение