Куда обратиться




КУДА ОБРАТИТЬСЯ В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ ВАШИХ ПРАВ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ?

Следует выделить следующие внесудебные способы защиты прав пациентов: административный порядок, претензионный порядок, третейский суд и медиацию.

Административный порядок разрешения конфликтной ситуации предполагает, что пациент может обратиться с жалобой на действия лечебного учреждения (врача), нарушающие его права, к вышестоящим в порядке подчиненности органу, общественной организации. Так, ст. 28 Закона об охране здоровья граждан устанавливает право граждан на добровольной основе создавать общественные объединения по защите своих прав в сфере охраны здоровья <13>.

Как отмечает Т. Холодова, наличие таких объединений граждан более характерно для крупных российских городов (Москвы, Санкт-Петербурга), причем их формирование, как правило, происходит по признаку наличия конкретного заболевания (гипертонии, диабета, ДЦП и пр.). Для региональных областей типично создание организаций более общего направления: например, Ростовское региональное общественное движение в защиту прав пациентов, Пермский медицинский правозащитный центр, рассматривающий права пациентов в контексте прав человека .

К достоинствам данного способа разрешения спора можно отнести его оперативность. Как правило, для указанных субъектов законодательно закреплены конкретные сроки, в которые они обязаны отвечать на обращения граждан. Кроме того, обращение бесплатно. Немаловажно и отсутствие необходимости специальных знаний (жалоба или заявление составляются в свободной форме).

К недостаткам следует отнести низкую заинтересованность в признании нарушений (так как в целом ряде случаев ответственность за выявленные нарушения возлагается не только и не столько на непосредственных исполнителей, сколько на главу организации, в том числе руководителя), отсутствие механизма принудительной реализации принятого решения с участием самого пациента. В целом данный способ защиты прав пациентов занимает устойчивое положение в системе урегулирования споров медицинского характера - многие пациенты его используют, но какое-либо развитие в данной сфере отсутствует.

Еще одним способом восстановления нарушенных прав пациента в досудебном порядке является требование пациента, обращенное непосредственно к исполнителю медицинской услуги или к администрации медицинской организации, о добровольном устранении такого нарушения в претензионном порядке. К достоинствам претензионного способа разрешения спора можно отнести его доступность, бесплатность, отсутствие необходимости специальных знаний, возможную поддержку страховой организации. Применение данной формы урегулирования возникших разногласий в медицинской сфере становится все более распространенным, так как медицинские учреждения все чаще предпочитают не доводить дело до суда.

Поэтому потребитель по своему усмотрению может либо предъявить требование о защите нарушенного права исполнителю, либо обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований к исполнителю <15>. Естественно, что при этом предъявление требований исполнителю не лишает потребителя права заявить иск в суд, если исполнитель откажется добровольно удовлетворить его требование полностью или частично.

Третейский суд как альтернативная форма судебного разбирательства конфликтных ситуаций в сфере оказания медицинских услуг не нашел широкого применения на практике. В качестве примера можно назвать Третейский суд медицинского страхования и здравоохранения при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате.

Условием, затрудняющим распространение такой формы защиты, следует назвать обязательность наличия письменного соглашения между пациентом и исполнителем медицинской услуги (договора) о передаче на рассмотрение и разрешение конфликтной ситуации конкретному третейскому суду. В то же время следует указать и положительные моменты третейского суда: его решение является окончательным и не может быть оспорено в государственном суде.

Еще одной альтернативой защиты прав пациента является применение сравнительно новой для российской правовой системы процедуры медиации. Медиация в праве - одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора, который помогает сторонам в выработке и закреплении определенного соглашения по спору <16>.

Медиация в Российской Федерации была введена принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <17>. Одним из наиболее существенных ее преимуществ является возможность разрешения споров без необходимости обращения в государственные органы, а также, как и в случае с третейскими судами, возможность соблюдения конфиденциальности.

Очевидно, что, поскольку процедура медиации еще только внедряется на территории нашей страны, на настоящий момент она не получила широкого распространения, и не скоро граждане и организации смогут переориентироваться на такой альтернативный способ решения их разногласий. Тем не менее медиация имеет определенные преимущества по сравнению с другими методами урегулирования споров и защиты нарушенных прав, а значит, стоит обратить на нее внимание и попытаться понять - сможет ли она конкурировать с традиционными способами разрешения конфликтов в сфере оказания медицинских услуг.

Полагаем, что разработка и совершенствование законодательства, а также практическая направленность на переориентирование разрешения споров с применением альтернативных способов защиты прав и интересов позволят снизить напряженность в правоотношениях врачей и пациентов, оптимизировать деятельность по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов здравоохранительных правоотношений, повысить эффективность и качество медицинской помощи в целом.

Следует отметить, что даже в тех случаях, когда договором об оказании медицинских услуг не предусмотрен претензионный порядок, потребителю все-таки целесообразно начать с претензии; например, если нарушение договора исполнителем услуг носит неочевидный, спорный характер. В противном случае потребитель рискует предъявить неосновательный иск, что повлечет необходимость выплаты ответчику компенсации за фактическую потерю времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств дела <18>.

{Статья: Досудебный порядок урегулирования споров по договору возмездного оказания медицинских услуг (Ситдикова Л.Б.) ("Юридический мир", 2015, N 1)

Для получения услуги Вам НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ к адвокату ПО ТЕЛЕФОНУ: +7 (495) 544-76-02 или +7 (925) 544-76-02
Записаться на консультацию
Позвонить адвокату

Связаться с нами

Адрес:

г. Москва, ул. Богданова, д. 2, корп.1 (вход со двора)

Телефоны

+7 (495) 544-76-02

+7 (925) 544-76-02

E-Mail

adv911@bk.ru

Отправить сообщение